Суббота, 04.05.2024, 17:20 | Приветствую Вас Гость |
"История Китая" |
Государство Чжоу (XI—III вв. до н. э.)Обширная территория государства Чжоу (кит. упр. 周, пиньинь: Zhōu), охватывавшая
практически весь бассейн Хуанхэ, со временем распалась на множество
соперничающих между собой самостоятельных государственных образований —
изначально, наследственных уделов на территориях, заселённых различными
племенами и расположенных на удалении от столиц — Цзунчжоу
(западной — около г. Сиань) и Чэнчжоу (восточной — Лои, Лоян).
Эти уделы предоставлялись во владение родственникам и приближённым верховного
правителя — обычно чжоусцам. В междоусобной борьбе число первоначальных
уделов постепенно сокращалось, а сами уделы укреплялись и становились более
самостоятельными. Население Чжоу было разнородным,
причём наиболее крупную и развитую его часть составляли иньцы. В государстве
Чжоу значительная часть иньцев была расселена на новых землях на востоке, где
была построена новая столица — Чэнчжоу (современная провинция Хэнань). Для периода Чжоу в целом характерно
активное освоение новых земель, расселение и этническое смешивание выходцев из
различных районов, уделов (впоследствии — царств), что способствовало
созданию фундамента будущей китайской общности. Период Чжоу (XI—III вв.
до н. э.) делится на так называемые Западное и Восточное
Чжоу, что связано с переездом правителя Чжоу в 770 до н. э. под
угрозой нашествия варварских племён из Цзунчжоу — первоначальной столицы
государства — в Чэнчжоу. Земли в районе старой столицы были отданы одному
из союзников правителя государства, который создал здесь новый удел Цинь.
Впоследствии именно этот удел станет центром единой китайской империи. Период Восточное Чжоу, в свою
очередь, разделяется на два периода: · Чуньцю («Период Весны и Осени» VIII—V вв.
до н. э.); · Чжаньго («Период Сражающихся царств», V—III вв.
до н. э.). В период Восточного Чжоу власть центрального
правителя — вана, сына Неба (тянь-цзы), правящего Поднебесной по Мандату
Неба (тянь-мин), — постепенно ослабла, а ведущую политическую роль стали
играть сильные уделы, возглавляемые удельными князьями (чжу хоу),
превращавшиеся в крупные царства. Большинство из них (за исключением окраинных)
именовали себя «срединными государствами» (чжун-го), ведущими своё
происхождение от раннечжоуских уделов. В период Восточного Чжоу формируются
основные философские школы Древнего Китая — конфуцианство (VI—V вв.
до н. э.), моизм (V в. до н. э.), даосизм (IV
в. до н. э.), легизм. В V—III вв. до н. э.
(период Чжаньго) Китай вступает в железный век. Расширяются
сельскохозяйственные площади, увеличиваются ирригационные системы, развиваются
ремёсла, революционные изменения происходят в военном деле. В период Чжаньго на территории Китая
сосуществовало семь крупнейших царств — Вэй, Чжао и Хань (ранее все три
входили в царство Цзинь), Цинь, Ци, Янь и Чу. Постепенно в результате
ожесточённого соперничества верх стало одерживать самое западное — Цинь.
Присоединив одно за другим соседние царства, в 221 до н. э. правитель
Цинь — будущий император Цинь Ши Хуан — объединил весь Китай под
своей властью. Так в середине III века
до н. э. завершился период Восточного Чжоу. итайская медная монета в виде мотыги. Лоян, V—III в. до н. э. (Изображение перевёрнуто вверх ногами.)
|
|
McLaren AG © 2024 |